Плавание для новорожденных

 

Наполненные радостью движения и лаской материнских рук, уроки плавания для детей влияют на дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы ребенка, формируют правильную осанку, способствуют профилактике сколиоза и плоскостопия. Обучение ребенка держаться на воде требует активного движения. За счет этого грудничковое плавание стимулирует обмен веществ, повышает аппетит и стабилизирует сон, помогает избавиться от коликов и запоров. На наших занятиях нет механической отработки двигательных навыков, противостояния и слез. В основе метода лежит легкость и непринужденность общения, радость движения, ритм.

   Благодаря плаванию ускоряется не только физическое, но и интеллектуальное развитие. Во время плавания двигательное возбуждение передается в кору головного мозга. Чем больше импульсов поступает в мозг, тем активнее идет формирование мозговых клеток, нейронов и связей между ними. Чем больше таких связей, тем лучше развивается интеллект.

Так же с помощью плавания мы решаем несколько других очень важных задач:ris1
укрепляем иммунитет;
воздействуя на кожу и мелкие кровеносные сосуды ребенка, облегчаем насыщение тканей кислородом;
тренируем правильное дыхание детей, развиваем им бронхо-легочную систему, координацию, способствуем более быстрому развитию мозга;
ускоряем развитие речевого и слухового анализаторов, т. к. во время купания контакт с родителями более отчетлив, более тесен;
развиваем межреберные мышцы, что позволяет резко увеличить объем легких, а значит, более полно насытить растущие ткани кислородом;
способствуем выведению из организма токсичных веществ (при погружении ребенка под воду создается режим умеренной гипоксии, что является мощным общеукрепляющим и целебным фактором, при многократных задержках дыхания из организма выводятся токсические вещества, стимулируется развитие внутренних органов, улучшается питание клеток головного мозга);
промываем нос ребенка от слизи соленой водой при проныривании (если у ребенка насморк);
раннее начало акватических тренировок с младенцем смягчает родовой стресс и ускоряет адаптацию к новым окружающим условиям.

  Перед плаванием хорошо сделать ребенку массаж, затем гимнастику (именно в такой последовательности, т.к. после гимнастики происходит хороший разогрев тела). При желании родителей инструктор может обучить массажу и гимнастике.

  Сон в воде на руках у родителей помогает ребенку быстро восстановить силы после интенсивных физических нагрузок (при условии, если маме не противопоказана совместная с ребенком ванна). Кормление грудью, при нахождении тела ребенка в воде, способствует лучшему усвоению молока при некоторых пищеварительных расстройствах, более интенсивному сосанию младенцем груди и хорошей лактации, т.к. мама в воде прекрасно расслабляется.

   Начинать учить малыша плавать желательно на 10-14 день после рождения. Пока пуповина еще не зажила, рекомендуется купать ребенка в маленькой ванночке в кипяченой, фильтрованной или продезинфицированной воде. Когда пуповина заживет, добавлять дезинфицирующие средства не нужно. Если марганцовка попадет в глаза или на нежную детскую кожу, то вполне может привести к неприятному раздражению. При готовности к проныриванию добавьте в воду пару горстей морской соли. По вкусу вода должна быть как соленый суп, тогда при попадании в нос не будет дискомфорта.

   Во время купания дверь в ванну лучше держать открытой, т.к. для человеческого организма неестественно резкое изменение влажности воздуха (переход из влажной жаркой ванной в сухой воздух нежелателен).

   Рекомендации признанного авторитета в области детского плавания Фирсова:
   Первые занятия – 37 градусов; с пятого – 36,6 ; с девятого – 36; с четрнадцатого – 35,5; с двадцать четвёртого – 34. Далее температура снижается до температуры обычного бассейна 28-30 градусов. Вода 34-35 градусов не закаливает, а лишь стимулирует ребенка вести себя более активно, способствует пробуждению аппетита, стимулирует крепкий сон.

   Другие специалисты рекомендуют снижать температуру на 1 градус каждые 3 недели до 28 градусов.

На 1-ом этапе тренировок (3-4 недели) родители обучаются, как удобнее поддерживать ребенка, манипулировать его телом, осваивают первые команды («толкаемся», «ныряем») и игры. За это время температура снижается до 34 градусов.
На 2-ом этапе (продолжительность этапа 4-6 недель) учимся нырять (безусловный рефлекс затаивания дыхания у ребенка сохраняется до трех месяцев) и плавать на спине в поддерживающей шапочке затем, чтобы малыш приучался самостоятельно регулировать положение своего тела на воде. Главная цель обучения на этом периоде подготовить ребенка к самостоятельному нырянию без поддержек.
На 3-ем этапе (пока ванна не станет мала и нужно будет переходить в бассейн) учимся самостоятельно плавать.

   Без навыков ныряния свободного общения с водой у малыша не получится. Обучив малыша нырять, вы будете спокойны за него, когда он будет играть в воде, возможность случайно захлебнуться будет для него исключена. Для подготовки, хорошо поливать на макушку так, чтобы вода стекала по личику (можно во время кормления грудью, находясь в ванной вместе с малышом, заодно бережем мамину спину), затем проводить ребенка в определенном ритме под душем. Момент полива должен совпадать с началом выдоха. (Я рекомендую, прежде чем что то делать с ребенком, представить себя на его месте или попробуйте себя полить на вдохе и на выдохе и сравните ощущения). Существует большое количество нюансов, поэтому 2-3 занятия требуется провести с опытным инструктором. Это поможет избежать слезок у ребенка и ошибок при занятии. Например, когда я предупреждаю родителей, что нельзя вынимать плачущего ребенка из воды, нужно взять его под мышки и покачивающим движением успокоить, мне большинство отвечает, что мы всегда вынимаем, когда ребенок заплачет. Другой пример: при поддержке за голову требуется, чтобы затылок не провисал, необходимо второй рукой натягивать затылок, т.к. сильный изгиб в шее нарушает кровоток и соответственно питание мозга, если долго не менять положение тела. Обычно до приезда специалиста именно эту ошибку и совершают родители.

    Перечислю базовые упражнения в воде, которые обязательно нужно показывать, иначе, если заниматься по описанию, может получиться «испорченный телефон»:

Восьмёрки – любое движение восьмерками (например, в суставной гимнастике, в арт-терапии рисование 8 гармонизирует человека). С 4-х повторов увеличиваем до 10.
«Плюх-плюх» – на снятие повышенного тонуса, второй вариант проводится с игрушками.
Качаемся в люльке – всем детям нравиться качаться на руках, сопровождается командами, например: вверх, вниз, вперед, назад в ритме дыхания (вдох — вверх, выдох — вниз).
Плывем за уточкой – сопровождаем словами «лови ее скорей», «давай догоним», постепенно увеличивая скорость.
Работаем ножками – начинаем с 4-5 отталкиваний от бортика ванной, постепенно доводя до 10. Команды «отчаливаем», «оттолкнулись». Важен сам рефлекс отталкивающего движения, а не физическая нагрузка на ножки, давать которую малышу еще рано.
Плавание на спине – увеличиваем число полных циклов (туда-обратно) с 4-х до 8. Многие дети сначала не любят плавать животом вверх, чувствуя себя в положении животом вниз в большей безопасности, т.к. спина играет защитную роль. В этом случае маме лучше находиться в ванной вместе с малышом, если такой возможности нет, а ребенок закапризничал при развороте на спину, не настаивайте. Любое насилие может надолго отвратить ребенка от купаний. Будет хорошо, если ребенок почувствует себя именно партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Если ребенок воспримет занятия как неизбежную процедуру, а родителей как некую стихию, которой невозможно управлять, то это приведет к потере контакта ребенка и родителя, подавленности, пассивности, усвоению стереотипа неспособности влиять на ситуацию своими реакциями. Будет здорово, если малыш получит уверенность в том, что все его реакции чутко улавливаются, то есть ситуация в какой-то степени им управляема. Учет реакций не должен пониматься как моментальное прекращение занятий при малейшем неудовлетворении со стороны ребенка, но важно отозваться на реакцию – сменить упражнение на любимое, покачать в воде.
Топ-топ – основана на шаговом рефлексе, если рефлекс слабо выражен, используем разворот туловища попеременно. Увеличиваем с 2-х до 5 «проходов» из одного конца ванной в другой. Помните о том, что ребенку нужно периодически давать отдыхать, держа малыша вертикально и периодически покачивая.
Прык-скок – существует 2 варианта, при этом используем команду «давай попрыгаем» и др.

   Время занятий в ванной 10-15 минут, на 2-ом этапе продолжительность занятий можно увеличивать, особенно если это совместное плавание в ванной вместе с мамой, но более 40 минут плавать не рекомендуется (2-ой – 3-й этап).

   На 2-ом этапе добавляются упражнения:
Лягушечка, покачивание лягушечкой, активные покачивающие движения на боку и спине, щекотание ладошки и подбородка снизу, прокручивание тела (на расслабление) в конце занятия, после проныриваний.

   Опускаем ребенка в ванну медленно, плавно, постепенно в вертикальном положении. Держать ребенка уверенно и крепко, малыш должен ощущать себя в надежных руках и не бояться потерять мамину поддержку. Можно говорить при этом, что сейчас мы будем учиться плавать, что водичка ласковая и малышу в ней будет очень хорошо. Команды произносить четко, уверенно, негромко и весело, чтобы ребенок думал, что это игра такая.

  Вынимаем ребенка из ванной лицом к себе.

  Время пребывания под душем увеличиваем с 1-2 секунд в первые десять занятий до 4-5 к концу месяца. Время пребывания под водой первые 5-6 занятий 3-4 секунды, а количество нырков 3-4 за занятие. В первое проныривание не следует полностью опускать головку малыша, в воде должен быть только ротик и носик. С 7-го занятия увеличить время пребывания под водой до 5-6 секунд, а количество нырков довести до 5-и (если ребенок не устал). На этом этапе вы можете позволить малышу «выскользнуть» на секунду из ваших рук и вновь подхватить, выведя на поверхность (не более 2-3 раз за занятие, увеличивая время свободного плавания до 3-4 секунд). Если ребенок спокойно плавает без маминых рук, активно работает ручками и при этом не заглатывает много воды, то второй этап обучения завершен и вы можете переходить в бассейн (рекомендуется бассейн в котором вода обеззараживается серебрением, а не хлорированием). Проверить, заглатывает ли ребенок воду и воздух легко: положите руку ему на животик, и если он раздулся как барабан, согните его ножки в коленях и спокойно подождите, пока ребенок выплюнет воду и лишний воздух. На 3-м этапе в бассейне все базовые упражнения те же, зато ширина и глубина, совместное пребывание могут сделать ваши занятия более разнообразными и увлекательными.

  Дети, чьи родители применяют методику раннего плавания, растут психически уравновешанными, быстрее учатся читать и писать, обладают хорошей памятью и умением выбирать верные решения в сложных ситуациях.

Основные противопоказания к грудничковому плаванию:
* острые заболевания, повышение температуры тела, простуда;
* аллергические реакции;
* судорожный синдром;
* ныряние вредно для детей с повышенным внутричерепным давлением;
* пороки развития сердечно-сосудистой системы, легких, почек;
* кишечные инфекции;
* вывихи и подвывихи тазобедренных суставов
Основные показания:
* гипертонус и гипотонус;
* асимметрия мышечного тонуса;
* дисплазия тазобедренных суставов;
* кривошея
* рахит;
* нормальное физическое развитие.

   Особенно рекомендуется грудничковое плавание, если малыш появился на свет с помощью кесарева сечения, (если в роддоме мама и малыш были разлучены на некоторое время), для формирования базового доверия малыша миру, профилактики послеродовых депрессий.

  •  правильно подготовить ванну;
  •  провести массаж и гимнастику;
  •  преодолеть неуверенность во время купания;
  •  приучить малыша к попаданию воды на лицо;
  •  подготовить ребенка к правильному нырянию;
  •  обучиться водной гимнастике и плаванию.
   Если Вы пожелаете, специалист нашего Центра проведёт обучение на дому и поможет вам:

   Пригласить инструктора (опыт работы инструктором по грудничковому плаванию и динамической гимнастике с 2003 года, в массаже с 1994 года) можно по телефону 8(916)788-54-44, Юлия Борисовна

Плавание – это удовольствие, радость, здоровье и шаг к сближению с природой!

Поделиться ссылкой:

Комментирование недоступно.