Первый раз в детский сад — с чего начать?
Галина Зубова
И вот все позади, и семейные советы с бурным обсуждением того, когда идти ребенку в сад и надо ли вообще ему туда идти, позади выбор детского сада, сбор документов, хождение по врачам, бесчисленные анализы — ребенок устроен.
Родители в предвкушении новой жизни, новых возможностей, ведь, после пережитого напряжения, так хочется верить, что все трудности позади.
Если бы это было так! Часто случается, что для многих родителей наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
Можно ли избежать этих неприятных переживаний? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? За что несет ответственность коллектив детского сада, а за что отвечают родители? Как родители могут подготовить малыша? Как организовать мягкий переход от семейного типа воспитания к общественному?
Ответ напрашивается сам собой — дать ребенку опыт семейно-общественного типа воспитания. Для многих стран это самая обычная практика. Так, в Финляндии ваш ребенок будет посещать детский сад то количество часов, которое определено для его возраста. Чем меньше ребенок, тем реже он посещает детский сад: малыш в возрасте 2-3 лет приходит в сад 2-3 раза в неделю на несколько часов, а вот с пяти лет уже приходит каждый день и остается до вечера. Надо ли говорить, что такой подход позволяет решить многие проблемы, ребенок постепенно привыкает к общественному воспитанию, в начале для него это похоже на поход в гости. Тем не менее, малыш попадает в окружение других детей и вынужден учиться общению: договариваться, просить о чем-либо, отстаивать свои права, учитывать возможности и желания других детей. Ребенок учится слушать другого взрослого (воспитателя), у которого могут быть иные представления, чем у родителей, о том, что запрещать, а что разрешать и о том, в какой форме обучать и воспитывать ребенка. Но эта новая реальность не обрушивается на малыша непосильной ношей, а растягивается во времени, приобретая естественный характер. В реальной жизни предстоит встречаться с разными людьми и очень полезно развить такие качества личности, как гибкость и терпимость, которые с каждым годом становятся все более важными для общества.
Время, проведенное в адаптационной группе, благо и для детей и для родителей. Департамент образования города Москвы внедряет в практику детских садов группы кратковременного пребывания. Ребенок приходит на четыре часа в день, играет и занимается. С каждым годом становится все больше детских садов, решившихся на организацию у себя такой группы. В микрорайоне Марьинский парк знакомый многим Семейный центр «Чудо жизни» открыл свой детский садик. Специально оборудованные помещения с игровой комнатой, залом для музыки и физкультуры, комнатой для занятий. Дети приходят на четыре часа три раза в неделю. Задача педагогов — максимально приблизить атмосферу сада к домашней. Все занятия предлагаются детям в игровой форме. Завершается день прогулкой.
Можно ли помочь ребенку легко принять в свою жизнь детский сад? Ничего сложного в этом нет. Обычно хватает одного года посещения адаптационной группы, чтобы малыш усвоил все необходимые навыки общения, чтобы чувствовал себя уверенно в детском коллективе.