Метаморфозы детской души

 

Лариса Евгеньевна Гаврилова,
педагог-психолог,
член ассоциации «Творческие учителя России»

Я — счастливый человек, потому что очень люблю свою работу. Каждый раз я вижу заинтересованные и веселые лица детей. Они приходят ко мне на занятия с удовольствием. И это так здорово!
Я — педагог семейного центра «Чудо жизни» и работаю по авторской программе «Планета — наш дом». «Планета — наш дом» — это эстетико-экологическая программа для дошкольников, обучаясь по которой, дети начинают по-иному видеть окружающий мир, чувствуя себя его неотъемлемой частичкой, а значит, начинают любить этот мир. А любовь рождает очень много хорошего: умение выразить себя, развить в себе творческое начало, понять и почувствовать всех, кто рядом.
Занятия с детьми строятся следующим образом:
1. Разминка — психологическая игра, физический настрой, развитие внимания.
2. Рассказ, проблемная беседа по теме, показ сюжета сказки на фланелеграфе или на мольберте.
3. Фонетическая игра с новыми словами.
4. Образная пластика, пластический балет.
5. Исследовательская работа — опыты, эксперименты.
6. Слайд- или видеофильм, музыкальная зарисовка.
7. Рисунок, лепка, аппликация.
В конце каждой пройденной темы — Праздник Книги, которую нарисовал сам ребенок.

 

Разминка

   В самом начале занятия звенят валдайские колокольчики. Это и настроение, и настрой одновременно. Разминка бывает самой разнообразной в зависимости от темы предыдущего занятия, от общего состояния детей, от погоды на дворе и т.д. Мы стараемся не только поднять настроение у ребенка, как, например, в разминке «Передай улыбку по кругу», где дети передают друг другу звенящий колокольчик и свою улыбку, но и научить его различным оздоровительным упражнениям, например, дыхательной гимнастике, причем делаем это в игровой форме: дышим горным, лесным, морским воздухом — в зависимости от темы занятия, умываемся водой из горного озера, делаем массаж ушных раковин, чтобы лучше слышать и т.д. Методы и приемы неисчерпаемы, как темы наших занятий, как сама жизнь.

Образная пластика

   На каждом занятии так или иначе присутствует элемент образной пластики. Образная пластика… Что же это такое? Так как все наши занятия по программе — это сказки и рассказы о природе, для максимального погружения ребенка в материал мы учим его волшебным превращениям: «Я — семечко», «Я — росток», «Я — камень» и т.д. Это и есть образная пластика, открывающая путь для метаморфозы души ребенка.

Горизонтальный пластический балет

   В нашей программе может использоваться образная пластика в более совершенной ее форме — это горизонтальный пластический балет по системе кандидата педагогических наук Н.Н.Ефименко. В основе всех элементов этого балета лежит принцип эволюционной гимнастики — принцип онтогенеза. Упражнения повторяют движения развивающегося ребенка в возрасте от рождения до момента, когда он начинает ходить самостоятельно: поза эмбриона, лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках, стоя на коленях, стоя. На каждое из этих положений тела ребенка можно придумать великое множество упражнений, все их уложить в рамки определенной темы, подобрать хорошую релаксационную музыку — и балет готов! У нас в работе используются балеты по темам: «Вода» — пластический балет «Капелька и море», «Воздух» — пластический балет «Встреча с ветерком», «Деревья» — пластический балет «Молодые деревца», «Цветы» — пластический балет «Цветы».

Экологическая Книга и Праздник Книги

   Возвращаясь к структуре занятий, несколько слов скажу о заключительной его части — рисунке. Дети рисуют все, что им запомнилось на занятии, все, что полюбилось. Рисуют в сопровождении музыки. А потом из этих рисунков создается книга, книга по данной теме. По количеству занятий в ней 8-12 страниц и каждая знакома ребенку, любима им, про каждую он может рассказать.
Выход в свет каждой новой книги — это настоящий праздник, на который мы приглашаем родителей, знакомых, друзей и вообще всех, кому это интересно. На празднике книги мы путешествуем по страничкам, играем, читаем стихи, поем, танцуем, дарим друг другу подарки, гордимся своими книгами. На празднике случаются волшебные превращения и чудеса. И самая главная гостья — Радость. Она в глазах детей и на лицах родителей. Поэтому праздник книги — это праздник Радости, где взрослые становятся немного детьми, а дети взрослеют, чувствуя себя настоящими авторами и настоящими художниками своей самой настоящей книги.
На этом можно было бы закончить свой рассказ про замечательную программу «Планета — наш дом», в которой я имею счастье работать, можно было бы поставить точку, потому что все самое главное рассказано, можно было бы, если бы не удивительные метаморфозы, происходящие с детьми, да и со взрослыми, которые не совсем забыли, что когда-то и они были детьми…

Метаморфозы детской души

   Метаморфоза — это удивительное превращение. И я хочу рассказать о том волшебстве, которое происходит в душе ребенка. Это не выдумка, это случаи из моей многолетней практики работы в программе.
Праздник Книги. У всех замечательное настроение. Дети читают стихи. И вот выходит один мальчик, который никогда до этого не рассказывал стихов. Его мама жаловалась на отсутствие у него желания что-либо заучивать наизусть. И этот ребенок начинает читать свои стихи, которые сочинил здесь и сейчас. Это «белые стихи», но они такие искренние. Я так растрогана и так рада, что не успеваю их записать. Но помню, что это были замечательные стихи про Лежач-камни. Это были стихи пятилетнего мальчика, в душе которого произошло волшебное превращение. «Камни, Лежач-камни, я вас люблю…».

9    А вот еще один пример пробуждения творчества на нравственной основе. Я рассказываю сказку о братцах-карандашиках, незамысловатую, направленную на то, чтобы научить ребенка разному нажиму на карандаш, познакомить с оттенками одного цвета. Никакой морали. И вдруг один мальчик просит: «А можно я расскажу дальше?». Я, конечно, соглашаюсь. И он начинает историю, которую придумал вот только что: «Жили-были Братцы-Карандашики. Черный и Коричневый дружили друг с другом, а Желтого они не любили, не давали ему бумаги, не играли с ним. Вот Желтый на них обиделся и ушел…». Дима замолчал, задумался. Наверное, вспомнил что-нибудь подобное из собственной биографии. Я спешу ему на помощь: «Дим, а можно я дальше расскажу?». Он согласен. И я продолжаю: «Тогда Черный и говорит: «Ну и пусть уходит (это про Желтого, ведь у нас в сказке было всего 3 карандаша — мы рисовали ими горы и скалы), мы и без него обойдемся. Нарисовали они горы черные и коричневые, хорошие получились горы, а потом Черный карандаш и говорит: «А сейчас я нарисую солнце…». И нарисовал. Все вокруг потемнело, цветы завяли, а птицы перестали петь…». И я остановилась. А Дима сказал, что дальше продолжит опять он: «И тогда Желтый карандашик вернулся и сказал: «Простите меня, братцы, что я на вас обиделся…». Я считаю, что это — высший пилотаж! И разве это не метаморфоза детской души?
В программе есть сказки, концовка которых детей не устраивает. Я вижу это по глазам детей, они ждут. И тогда начинается действо. Мы творим вместе. И не нужно вытягивать «нужные» ответы — лес поднятых рук и слова, рвущиеся наружу, только спросите.
Так мы спасали родничок, который зарос травой, потому что стал жадничать, так на ходу пришлось оживить разбившийся и горячо любимый Лежач-камень и т.д. Примеров множество.
Действительно удивительные вещи начинают происходить с детьми. Не сразу, сначала понемногу, вспышками, потом чаще, ярче, начинает светиться детская душа, освобождаясь от шелухи. И какой же она открывается прекрасной, какой сияющей и щедрой!
Я благодарна судьбе за то, что работаю с замечательными детьми и слышу иногда удивительную музыку их души!

 

Поделиться ссылкой:

Ответить: