Игры для детей от 0 до 1 года

Елена Зикеева

Мама — это вселенная малыша. Все знания и ощущения он получает от нее еще до рождения. И вот ребенок рождается… Несамостоятельный, неловкий малыш целиком зависит от заботы мамы. Знакомство с миром начинается с тепла материнских рук, с первых капель грудного молока. Основной способ получения информации у новорожденного — через прикосновение и контакт. Ребенку необходима ласка, это немаловажно для его развития. Он растет, а внимательная и любящая мама развивает его физически, умственно и эмоционально, обогащая его жизненный опыт с помощью игрушек, книг, музыки и физических упражнений. С шести месяцев большая часть игровой деятельности ребенка проходит в сидячем положении. Ребенку нравится брать, держать и перекладывать из руки в руку различные небольшие предметы. Он с удовольствием тянется за незнакомой игрушкой, и пытается ползти. Малыш активно лепечет, его эмоции становятся богаче, расширяются возможности взаимодействия с окружающим миром и людьми. С этим этапом развития должен быть связан и выбор развивающих игр. В возрасте 5 — 6 месяцев нашим деткам нравятся игры, в которых мы знакомим ребенка с его телом, например «Солнышко»:

 

Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало,
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись?
Глазки смотрят,
Ушки слышат,
Ручки хлопают,
Ножки топают.
Мы проснулись!

Забавно играть с малышом, выделяя слова интонационно, указывать на части тела, целовать их, похлопывать и поглаживать ребенка, дарить ему ласку. Ребенок готов несколько раз в день играть в игры, направленные на ориентирование в пространстве, и развитие общей моторики. Это может быть всем известный Каравай, менее знакомые русские народные или авторские игры.

Потягушки, ЛАДУШКИ!
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся!
Вот уже растем, растем, растем!

Или:
Вверх до неба (ребенок тянется вверх),
Вниз до травки(ребенок наклоняется ),
Вверх до неба,
Вниз до травки…
А теперь покружись,
И на травку повались!

Все упражнения выполняются вместе с мамой. Мама — самый активный участник игры.

Вспомним игры наших прабабушек — ЛАДУШКИ или Сорока — ворона. Если припевать стишки, нежно поглаживая пальцы ребенка, то малыш будет внимательно вслушиваться в собственные ощущения. Тактильные ощущения несут в речевой центр дополнительную энергию, способствующую его формированию, и развитию мышления. У Екатерины Железновой есть чудесная песенка:

ПОРОСЯТА
Этот толстый поросенок (гладим мизинчик)
Целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросенок (гладим безымянный пальчик)
Спинку об забор чесал.
Ля, ля, ля, лю, лю (хлопаем в ладоши)
Поросяток я люблю!
Этот толстый поросенок (гладим большой палец)
Носом землю ковырял.
Этот толстый поросенок (гладим указательный)
Что-то там нарисовал.
Ля, ля, ля, лю, лю,
Поросяток я люблю!
Этот толстый поросенок (гладим средний пальчик)
Лежебока и нахал!
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал!

Дети с восторгом слушают песенку и хлопают в ладоши, подпевают на своем «детском» языке. А если у вас есть возможность познакомить ребенка с музыкальным инструментом — восторгу не будет предела. Пусть даже это будет обыкновенный колокольчик или гремелка, сделанная мамиными руками из пластмассовой бутылочки и гороха. Музыкальным инструментом может оказаться все, чем безопасно можно постучать. Покажите, как надо обращаться с предметом, чтобы он издавал звук, и малыш быстро этому научится. Так весело греметь под музыку! И плюшевый зайка может поскакать рядом, потопать ножками, похлопать лапками, станцевать вместе с малышом. Зовите папу и устраивайте веселый концерт!
Устали? Тогда нужно сменить вид деятельности. Будем рисовать!
Малышам интересно знакомиться с красками. На один или несколько листов ватмана мы наливаем 2 — 3 основных цвета. Ребенок подползает к понравившейся лужице, пробует рисовать пальчиками, ладошками, пяточками. Дайте ребенку столько времени, сколько ему нужно, чтобы завершить рисунок. Если лист ватмана весь закрашен, аккуратно подстелите новый лист. Пусть ваш малыш впервые почувствует себя творцом. Законченную и просушенную работу обязательно повесьте на стену или подарите близкому родственнику. Ребенок должен видеть, что вы цените его работы. Обязательно хвалите малыша!
Наблюдая за тем, с каким удовольствием ребенок возится с краской, вы будете удивлены, как долго это занятие увлекает малыша, и какой шедевр у него получился.

Существуют определенные правила проведения занятий.

1. На первое занятие наливаем только один цвет.
2. Показываем ребенку, как надо рисовать пальчиками.
3. Не ругаем малыша, если он что-нибудь или кого-нибудь испачкал.
4. Не мешаем процессу творчества.

Маленькому ребенку необходимо, чтобы мама была рядом. Это вселяет уверенность в собственных силах и будит любопытство. Тогда ребенку все интересно и ничего не страшно. А если в первый раз не получилось, то мама утешит, поможет и объяснит. Не бойтесь творить, придумывать, создавать вместе с ребенком! Попробуйте радоваться вместе с малышом, получая уникальную возможность вернуть себе кусочек детства, открывая мир вдвоем.

Зикеева Елена, педагог — психолог и социолог. Ведущий педагог семейного Центра » Чудо Жизни» Ведет программы: «ЛАДУШКИ» с малышами от 6 месяцев, «В гостях у сказки» с детьми от 1 года до 3 лет. По своему первому образованию медик, проработала в детской поликлинике медицинской сестрой в отделении физиотерапии (грязелечение, аппаратная физиотерапия, массаж и лечебная физкультура) 10 лет, сертифицирована как специалист отделения физиотерапии. 5 лет в детском саду санаторного типа. Елена сотрудничает с творческими детскими центрами Москвы более 4х лет. Программа «ЛАДУШКИ» — это занятия для активных мам, которые знают, какую радость принесет ребенку движение, игра и общение.

Цели:
Формирование положительного физического и эмоционального контакта между мамой и ребенком через игровые и творческие занятия. Активизация творческого потенциала личности. Формирование культуры здорового образа жизни.
Задачи:
обучение родителей основам детского массажа и гимнастики, играм с ребенком, началам элементарной продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.)

6 В программе:
— массаж через игру;
— Развитие речи ребенка через речевые игры;
— Эмоциональные игры и игры на доверие;
— Пальчиковые игры ( развитие тонкой мелкой моторики);
— Развитие координации движения (игры на координацию);
— Обзор детской литературы — какие книги, стихи, сказки начинать читать ребенку;
— Комплексное психическое развитие ребенка в игре;
— Основы здорового образа жизни ребенка;
— Учимся общаться с другими. Первые навыки социального поведения;
— Обзор развития интеллекта и эмоций, сложные вопросы питания и воспитания;
— Как организовать свой день с ребенком. Игры в течение дня, игры облегчающие режимные моменты.

Елена вместе с вами и вашими детками сделает этот мир увлекательнее, открывая и развивая таланты вашего ребенка, стараясь научить малыша чувствовать вдохновение и следовать его зову. И ваш маленький музыкант, художник, скульптор или гимнаст будет чувствовать себя в этом мире увереннее, знакомясь с искусствами, а главное, находя почитателей, пусть сначала в лице мамы, папы, бабушки и дедушки. Но это признание заставит маленького человечка двигаться вперед, познавать и учится, и удивлять нас своими успехами.

 

Поделиться ссылкой:

Ответить: