Давайте творить вместе с ребенком
Лилия Гиба
Творчество маленьких детей напрямую отражает их интерес к окружающему миру, доверчивость и открытость. Желание поделиться своей радостью с целым миром свойственно каждому с детства. Пока малыш растет, мама аккуратно складывает в папку все детские рисунки и аппликации, и потом, разглядывая смешных крокодилов и несуразные машинки, удивляется детской смелости. Вчерашние карапузы вырастают, становятся родителями, смеются над собственными детскими рисунками и сами уже готовы беречь шедевры своих детей.
Какие условия мы, взрослые, создаем нашим детям для самовыражения?
Некоторые мамы и папы с удовольствием творят с детьми дома, черпая знания из книг, телепрограмм и личного опыта. Но зачастую взрослого от этого процесса отвлекают домашние дела, работа, телефонные звонки. Альтернативой могут стать всевозможные развивающие студии. В уютной, почти домашней (но без телефона и сковородки на плите) обстановке специалисты знакомят родителей с широким выбором увлекательных игр и занятий с ребенком, обучают и приобщают к исконно детскому творчеству — лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Педагоги, прекрасно владеющие современными методиками творческого развития детей, целенаправленно используют час — полтора для индивидуальной работы в группе из 4-7 малышей. Малыш в восторге — у мамы тоже руки в краске, а на этой стене висит птичка, которую я с мамой склеил в прошлый раз, а сегодня я папе объясню, как надо лепить машину!
В процессе занятия достигаются не только цели творческого развития ребенка, но и его общения с другими детьми. Кроме того, необходимая для поддержания интереса и снятия усталости смена деятельности на подвижные или пальчиковые игры, песни, сказки, свободные игры с предметами развивает внимание, двигательную активность, мелкую моторику рук и, как следствие, речь. В разговорах и играх дети учатся дружить. Это необходимо для последующей адаптации к более старшей и многочисленной детской группе (детский сад, школа).
Особенно важна совместная с близким человеком деятельность для малышей от года до 3 лет, только начинающих изучение предметной среды и доверяющих именно маме выбор достойных объектов для освоения. Они — наши крохи, сорванцы, мамины дочки и настоящие сыновья своих отцов — у взрослых играючи перенимают техники разнообразных видов деятельности. И делают с ними что хотят — придумывают, фантазируют, перемешивают, лепят, творят, малюют. Созидают!..
Понаблюдайте за ребенком во время увлекательнейшего процесса создания. В нем все неслучайно: выбор ребенком сюжета, средств для его отображения, старательность и многие милые мелочи, например высунутый от напряжения язык, диалог с самим собой. Иногда в этих мелочах мы узнаем себя! А еще лучше — поучаствуйте в этом процессе вместе с ним — это уникальная возможность почувствовать восприятие ребенком мира через маму, папу, няню, бабушку — родного и близкого, дорогого ему человека.
И очень серьезно относитесь к оценке труда малыша! Родители иногда недооценивают детскую реакцию на высказывания типа: «Тоже мне, «детское творчество». Это же «не пойми что»! Даже рисунком назвать сложно, так, «каляка — маляка»»…
Давайте учтём детские усилия и сравним с муками творчества у нас, взрослых. Каждый, кто делает нечто, куда вкладывает всю душу, ожидает подтверждения, что вклад хотя бы не напрасный. Кто из взрослых примет такую пренебрежительную реплику и не обидится?! Тонкие наблюдательные психологи — все наши детки от мала до велика — улавливают малейшую фальшь. Если вы искренне заинтересованы, рассматривая детский рисунок или аппликацию, малыш доверит вам еще не один десяток своих произведений и пригласит творить с ним.
Именно в раннем детстве закладывается фундамент для доверительных отношений с родителями, другими людьми, обществом в целом. Именно годовалый карапуз, с распахнутыми глазами глядящий на мир, учится у родителей любить своих будущих детей.