Наполненные радостью движения и лаской материнских рук, уроки плавания для детей
влияют на дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы ребенка, формируют
правильную осанку, способствуют профилактике сколиоза и плоскостопия. Обучение ребенка
держаться на воде требует активного движения. За счет этого грудничковое плавание
стимулирует обмен веществ, повышает аппетит и стабилизирует сон, помогает избавиться
от коликов и запоров. На наших занятиях нет механической отработки двигательных
навыков, противостояния и слез. В основе метода лежит легкость и непринужденность
общения, радость движения, ритм.
Благодаря плаванию ускоряется не только физическое, но и интеллектуальное
развитие. Во время плавания двигательное возбуждение передается в кору головного
мозга. Чем больше импульсов поступает в мозг, тем активнее идет формирование мозговых
клеток, нейронов и связей между ними. Чем больше таких связей, тем лучше развивается
интеллект.
- Так же с помощью плавания мы решаем несколько других очень важных задач:
-
укрепляем иммунитет;
-
воздействуя на кожу и мелкие кровеносные сосуды ребенка, облегчаем насыщение тканей кислородом;
-
тренируем правильное дыхание детей, развиваем им бронхо-легочную систему, координацию,
способствуем более быстрому развитию мозга;
-
ускоряем развитие речевого и слухового анализаторов,
т. к. во время купания контакт с родителями более отчетлив, более тесен;
-
развиваем межреберные мышцы, что позволяет резко увеличить объем легких,
а значит, более полно насытить растущие ткани кислородом;
-
способствуем выведению из организма токсичных веществ (при погружении ребенка под
воду создается режим умеренной гипоксии, что является мощным общеукрепляющим и целебным
фактором, при многократных задержках дыхания из организма выводятся токсические
вещества, стимулируется развитие внутренних органов, улучшается питание клеток головного
мозга);
-
промываем нос ребенка от слизи соленой водой при проныривании (если у ребенка насморк);
-
раннее начало акватических тренировок с младенцем смягчает родовой стресс и ускоряет
адаптацию к новым окружающим условиям.
Перед плаванием хорошо сделать ребенку массаж, затем гимнастику (именно
в такой последовательности, т.к. после гимнастики происходит хороший разогрев тела).
При желании родителей инструктор может обучить массажу и гимнастике.
Сон в воде на руках у родителей помогает ребенку быстро восстановить
силы после интенсивных физических нагрузок (при условии, если маме не противопоказана
совместная с ребенком ванна). Кормление грудью, при нахождении тела ребенка в воде,
способствует лучшему усвоению молока при некоторых пищеварительных расстройствах,
более интенсивному сосанию младенцем груди и хорошей лактации, т.к. мама в воде
прекрасно расслабляется.
Начинать учить малыша плавать желательно на 10-14 день после рождения.
Пока пуповина еще не зажила, рекомендуется купать ребенка в маленькой ванночке в
кипяченой, фильтрованной или продезинфицированной воде. Когда пуповина заживет,
добавлять дезинфицирующие средства не нужно. Если марганцовка попадет в глаза или
на нежную детскую кожу, то вполне может привести к неприятному раздражению. При
готовности к проныриванию добавьте в воду пару горстей морской соли. По вкусу вода
должна быть как соленый суп, тогда при попадании в нос не будет дискомфорта.
Во время купания дверь в ванну лучше держать открытой, т.к. для человеческого
организма неестественно резкое изменение влажности воздуха (переход из влажной жаркой
ванной в сухой воздух нежелателен).
Рекомендации признанного авторитета в области детского плавания Фирсова:
Первые занятия – 37 градусов; с пятого – 36,6 ; с девятого – 36; с четрнадцатого – 35,5; с двадцать четвёртого – 34.
Далее температура снижается до температуры обычного бассейна 28-30 градусов. Вода
34-35 градусов не закаливает, а лишь стимулирует ребенка вести себя более активно,
способствует пробуждению аппетита, стимулирует крепкий сон.
Другие специалисты рекомендуют
снижать температуру на 1 градус каждые 3 недели до 28 градусов.
-
На 1-ом этапе тренировок (3-4 недели) родители обучаются, как удобнее поддерживать
ребенка, манипулировать его телом, осваивают первые команды («толкаемся», «ныряем»)
и игры. За это время температура снижается до 34 градусов.
-
На 2-ом этапе (продолжительность этапа 4-6 недель) учимся нырять (безусловный рефлекс
затаивания дыхания у ребенка сохраняется до трех месяцев) и плавать на спине в поддерживающей
шапочке затем, чтобы малыш приучался самостоятельно регулировать положение своего
тела на воде. Главная цель обучения на этом периоде подготовить ребенка к самостоятельному
нырянию без поддержек.
-
На 3-ем этапе (пока ванна не станет мала и нужно будет переходить в бассейн) учимся
самостоятельно плавать.
Без навыков ныряния свободного общения с водой у малыша не получится.
Обучив малыша нырять, вы будете спокойны за него, когда он будет играть в воде,
возможность случайно захлебнуться будет для него исключена. Для подготовки, хорошо
поливать на макушку так, чтобы вода стекала по личику (можно во время кормления
грудью, находясь в ванной вместе с малышом, заодно бережем мамину спину), затем
проводить ребенка в определенном ритме под душем. Момент полива должен совпадать
с началом выдоха. (Я рекомендую, прежде чем что то делать с ребенком, представить
себя на его месте или попробуйте себя полить на вдохе и на выдохе и сравните ощущения).
Существует большое количество нюансов, поэтому 2-3 занятия требуется провести с
опытным инструктором. Это поможет избежать слезок у ребенка и ошибок при занятии.
Например, когда я предупреждаю родителей, что нельзя вынимать плачущего ребенка
из воды, нужно взять его под мышки и покачивающим движением успокоить, мне большинство
отвечает, что мы всегда вынимаем, когда ребенок заплачет. Другой пример: при поддержке
за голову требуется, чтобы затылок не провисал, необходимо второй рукой натягивать
затылок, т.к. сильный изгиб в шее нарушает кровоток и соответственно питание мозга,
если долго не менять положение тела. Обычно до приезда специалиста именно эту ошибку
и совершают родители.
- Перечислю базовые упражнения в воде, которые обязательно нужно показывать, иначе, если заниматься по описанию, может получиться «испорченный телефон»:
-
Восьмёрки – любое движение восьмерками (например, в суставной гимнастике,
в арт-терапии рисование 8 гармонизирует человека). С 4-х повторов увеличиваем до 10.
-
«Плюх-плюх» – на снятие повышенного тонуса, второй вариант проводится с игрушками.
-
Качаемся в люльке – всем детям нравиться качаться на руках, сопровождается
командами, например: вверх, вниз, вперед, назад в ритме дыхания (вдох - вверх, выдох
- вниз).
-
Плывем за уточкой – сопровождаем словами «лови ее скорей», «давай догоним»,
постепенно увеличивая скорость.
-
Работаем ножками – начинаем с 4-5 отталкиваний от бортика ванной, постепенно
доводя до 10. Команды «отчаливаем», «оттолкнулись». Важен сам рефлекс отталкивающего
движения, а не физическая нагрузка на ножки, давать которую малышу еще рано.
-
Плавание на спине – увеличиваем число полных циклов (туда-обратно) с 4-х
до 8. Многие дети сначала не любят плавать животом вверх, чувствуя себя в положении
животом вниз в большей безопасности, т.к. спина играет защитную роль. В этом случае
маме лучше находиться в ванной вместе с малышом, если такой возможности нет, а ребенок
закапризничал при развороте на спину, не настаивайте. Любое насилие может надолго
отвратить ребенка от купаний. Будет хорошо, если ребенок почувствует себя именно
партнером в общении, а не объектом родительского воздействия. Если ребенок воспримет
занятия как неизбежную процедуру, а родителей как некую стихию, которой невозможно
управлять, то это приведет к потере контакта ребенка и родителя, подавленности,
пассивности, усвоению стереотипа неспособности влиять на ситуацию своими реакциями.
Будет здорово, если малыш получит уверенность в том, что все его реакции чутко улавливаются,
то есть ситуация в какой-то степени им управляема. Учет реакций не должен пониматься
как моментальное прекращение занятий при малейшем неудовлетворении со стороны ребенка,
но важно отозваться на реакцию – сменить упражнение на любимое, покачать в воде.
-
Топ-топ – основана на шаговом рефлексе, если рефлекс слабо выражен, используем
разворот туловища попеременно. Увеличиваем с 2-х до 5 «проходов» из одного конца
ванной в другой. Помните о том, что ребенку нужно периодически давать отдыхать,
держа малыша вертикально и периодически покачивая.
-
Прык-скок – существует 2 варианта, при этом используем команду «давай попрыгаем» и др.
Время занятий в ванной 10-15 минут, на
2-ом этапе продолжительность занятий можно увеличивать, особенно если это совместное
плавание в ванной вместе с мамой, но более 40 минут плавать не рекомендуется (2-ой
– 3-й этап).
На 2-ом этапе добавляются упражнения:
Лягушечка, покачивание лягушечкой, активные покачивающие движения на боку и спине,
щекотание ладошки и подбородка снизу, прокручивание тела (на расслабление) в конце
занятия, после проныриваний.
Опускаем ребенка в ванну медленно, плавно, постепенно в вертикальном
положении. Держать ребенка уверенно и крепко, малыш должен ощущать себя в надежных
руках и не бояться потерять мамину поддержку. Можно говорить при этом, что сейчас
мы будем учиться плавать, что водичка ласковая и малышу в ней будет очень хорошо.
Команды произносить четко, уверенно, негромко и весело, чтобы ребенок думал, что
это игра такая.
Вынимаем ребенка из ванной лицом к себе.
Время пребывания под душем увеличиваем с 1-2 секунд в первые десять
занятий до 4-5 к концу месяца. Время пребывания под водой первые
5-6 занятий 3-4 секунды, а количество нырков 3-4 за занятие. В первое проныривание
не следует полностью опускать головку малыша, в воде должен быть только ротик и
носик. С 7-го занятия увеличить время пребывания под водой до 5-6 секунд, а количество
нырков довести до 5-и (если ребенок не устал). На этом этапе вы можете позволить
малышу «выскользнуть» на секунду из ваших рук и вновь подхватить, выведя на поверхность
(не более 2-3 раз за занятие, увеличивая время свободного плавания до 3-4 секунд).
Если ребенок спокойно плавает без маминых рук, активно работает ручками и при этом
не заглатывает много воды, то второй этап обучения завершен и вы можете переходить
в бассейн (рекомендуется бассейн в котором вода обеззараживается серебрением, а
не хлорированием). Проверить, заглатывает ли ребенок воду и воздух легко: положите
руку ему на животик, и если он раздулся как барабан, согните его ножки в коленях
и спокойно подождите, пока ребенок выплюнет воду и лишний воздух. На 3-м этапе в
бассейне все базовые упражнения те же, зато ширина и глубина, совместное
пребывание могут сделать ваши занятия более разнообразными и увлекательными.
Дети, чьи родители применяют методику раннего плавания, растут психически
уравновешанными, быстрее учатся читать и писать, обладают хорошей памятью и умением
выбирать верные решения в сложных ситуациях.
- Основные противопоказания к грудничковому плаванию:
- * острые заболевания, повышение температуры тела, простуда;
- * аллергические реакции;
- * судорожный синдром;
- * ныряние вредно для детей с повышенным внутричерепным давлением;
- * пороки развития сердечно-сосудистой системы, легких, почек;
- * кишечные инфекции;
- * вывихи и подвывихи тазобедренных суставов
- Основные показания:
- * гипертонус и гипотонус;
- * асимметрия мышечного тонуса;
- * дисплазия тазобедренных суставов;
- * кривошея
- * рахит;
- * нормальное физическое развитие.
Особенно рекомендуется грудничковое плавание, если малыш появился на свет с помощью
кесарева сечения, (если в роддоме мама и малыш были разлучены на некоторое время),
для формирования базового доверия малыша миру, профилактики послеродовых депрессий.
- Если Вы пожелаете, специалист нашего Центра проведёт обучение на дому и поможет вам:
-
правильно подготовить ванну;
-
провести массаж и гимнастику;
-
преодолеть неуверенность во время купания;
-
приучить малыша к попаданию воды на лицо;
-
подготовить ребенка к правильному нырянию;
-
обучиться водной гимнастике и плаванию.
Пригласить инструктора
(опыт работы инструктором по грудничковому плаванию и динамической гимнастике с
2003 года, в массаже с 1994 года) можно по телефону 8(916)788-54-44, Юлия
Борисовна
Плавание – это удовольствие, радость, здоровье и шаг к сближению с природой!
|
|